Словарь настоящего пирата
РАНГОУТ

Мачты и реи парусника раньше изготавливали из стволов деревьев, «рангоут» так и переводится – «круглое дерево». Его основное предназначение – несение парусов.

МАЧТЫ – установленные вертикально главные элементы рангоута.
Первая от носа корабля – фок-мачта, вторая, самая высокая, – грот-мачта,
третья – бизань-мачта. Такова классическая схема рангоута.

Мачты больших кораблей изготавливали из нескольких деревьев. Нижнее, самое мощное, назвали колонной или просто мачтой, а верхние – стеньгами. В местах соединения устанавливали салинги – площадки с креплениями для тросов, соединяющих мачты и стеньги и борта судна. Нижний салинг называется марс.

К мачтам подвижным соединением крепятся
горизонтальные РЕИ, именно они «несут» паруса, их можно поворачивать, поднимать и опускать. Реи особой конструкции – гик и гафель – закреплены на мачте одним концом посредством подвижного соединения. По гику растягивают нижнюю, а по гафелю – верхнюю часть косого паруса.

Бушприт – наклонная мачта на носу судна. Бушприт и его продолжение – утлегарь – нужны для установки носовых треугольных парусов – их верхний угол крепится на фок-мачту.
Оглавление: