Словарь настоящего пирата
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Во времена Флинта паруса делались из парусины разной толщины, причем разница была существенной. Верхние – из «легкой» парусины плотностью около 300 и даже 200 граммов на квадратный метр (сравнимо с палаточной тканью), а нижние паруса – из ткани плотностью примерно 800-1000 граммов на квадратный метр. Вес нижнего паруса большого линейного корабля мог достигать несколько сот килограммов. Чтобы «поставить» такой парус, матросы должны были по вантам подняться на соответствующий марс, перебраться на рею, пробежать по ней, придерживаясь за довольно слабо натянутый трос, до своего места, сесть на рею верхом, а потом спуститься ниже и встать на перт (подвешенный под реей трос). За рею держались левой рукой, а правой рукой работали со снастью. Крайне опасная работа без всякой страховки требовала огромной ловкости, марсовые были элитой экипажа корабля.

Парус сшивался из отдельных полотнищ, по краям он усиливается двумя-тремя слоями ткани и особым канатом – ликтросом. Из-за большого веса парусов центр тяжести на многих судах того времени был расположен критично высоко, опрокидывание парусных судов происходило регулярно, например, когда налетал шквал и паруса не успевали убрать.

Паруса подразделяются на прямые (ставятся поперек судна) и косые (располагаются вдоль него).

ПРЯМЫЕ – основные паруса крупных и средних океанских парусных судов – имеют четырехугольную форму и своей верхней стороной крепятся к рее. Нижняя сторона с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащей рее или палубе корабля. В местах наибольшего натяжения на парус для укрепления нашивают горизонтальные банты и вертикальные боуты.
Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены, и вместе с ними при помощи брасов поворачивают в нужное положение относительно ветра. Паруса фок, грот и бизань называют нижними, а остальные (марсели, брамсели, бом-брамсели) – верхними.
Было время, когда на бушприте поднимали еще два прямых паруса – нижний блинд и бом-блинд, но с конца XVIII века вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом стали поднимать треугольные косые паруса.

КОСЫЕ паруса являются основным парусным вооружением маломерных судов и дают возможность использовать не только попутный ветер.
Виды косых парусов:
латинский (парус треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной)
• бермудский (парус треугольной формы, передняя шкаторина которого растягивается по мачте, а нижняя – по гику; по простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером)
люгерный или рейковый (разновидность латинских парусов, верхняя сторона их крепится к маленькому рейку)
шпринтовый (трапециевидный парус, с острым задним ноковым углом)
гафельный (имеет форму неправильной трапеции, который верхней шкаториной крепится к гафелю, нижней – к гику, передней шкаториной – к мачте)
кливер (косой треугольный парус, прикрепленный к снасти, идущей от мачты к бушприту. Довольно часто кливер путают со стакселем. Отличие между ними заключается в том, что нижняя шкаторина стакселя находится над палубой. Нижняя шкаторина кливера обычно находится над бушпритом)
стаксель (самый распространенный треугольный парус судна, ставящийся впереди фок-мачты. Парусное судно с несколькими мачтами может нести стаксели на каждой мачте).

Почему несколько рядов парусов?
В силу природных закономерностей ветер на высоте 20–30 метров над уровнем моря дует сильнее, чем непосредственно над поверхностью. Поэтому паруса второго яруса (марселя) являлись наиболее ходовыми (зачастую ходили только под марселями,
а нижние паруса не ставили вовсе).

Оглавление: