РАНГОУТМачты и реи парусника раньше изготавливали из стволов деревьев, «рангоут» так и переводится – «круглое дерево». Его основное предназначение – несение парусов.
МАЧТЫ – установленные вертикально главные элементы рангоута.
Первая от носа корабля –
фок-мачта, вторая, самая высокая, –
грот-мачта,третья –
бизань-мачта. Такова классическая схема рангоута.
Мачты больших кораблей изготавливали из нескольких деревьев. Нижнее, самое мощное, назвали колонной или просто мачтой, а верхние –
стеньгами. В местах соединения устанавливали
салинги – площадки с креплениями для тросов, соединяющих мачты и стеньги и борта судна. Нижний салинг называется
марс.К мачтам подвижным соединением крепятся
горизонтальные
РЕИ, именно они «несут» паруса, их можно поворачивать, поднимать и опускать. Реи особой конструкции –
гик и гафель – закреплены на мачте одним концом посредством подвижного соединения. По гику растягивают нижнюю, а по гафелю – верхнюю часть косого паруса.
Бушприт
– наклонная мачта на носу судна. Бушприт и его продолжение – утлегарь – нужны для установки носовых треугольных парусов – их верхний угол крепится на фок-мачту.